Каждый родитель хочет быть уверен, что его малыш соответствует всем нормам развития, старается подготовиться к грядущим физическим, психическим и интеллектуальным изменениям, происходящим по мере роста карапуза. Для вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, предназначен раздел, посвященный всем сторонам развития малыша с рождения до 2 лет.
Календарь развития ребенка - это удобная схема, по месяцам рассказывающая родителям, как развивается малыш. Таблица подскажет, чем заниматься с малышом в разные этапы его жизни, и какие игрушки помогут в этом.
Физическое развитие.Мелкая и крупная моторика, координация |
Социальное развитие и эмоциональная сфера.Успокоение, изучение эмоций |
Речь.Успокоение, изучение эмоций |
Познавательная сфера.Сознание |
|||
Развитие крупной моторики |
Развитие мелкой моторики |
Поведение |
Развитие мелкой моторики |
Пассивный словарный запас — название предметов, развитие активной речи |
Слуховое, тактильное, зрительное восприятие, память, внимание, мышление |
|
0-3 месяца | Приподнимает плечи и голову, лежа на животе. Выпрямляет ноги при опоре на твердую поверхность. | Кратковременный захват предмета. Ударяет и раскачивает предмет. Одинаковое движение рук в положении лежа на спине. | Крик при неприятных ощу щениях. Гудение при удовлет ворении или возбуждении. Улыбается | Следит за предметом, переме щаемым вертикально, горизон тально или по кругу. Плач при уходе матери. Предпочтение некоторых людей. | Реагирует на голос матери. Гудение, хныкание, визжание, посмеивание. | Изменение поведения в ответ на внешние стимулы. Улыбается в ответ на собственное изображение в зеркале. Перестает сосать при голосе родителей. |
3-6 месяцев | Переворачивается. Опирается для сохранения равновесия. Лучше координирует дви жения. Сидит с поддержкой. Может раскачиваться. Подтягивает ноги и засовывает их в рот, лежа на спине. | Тянется руками к предметам, сжимает их в руке. Засовывает в рот. | Смеется при игре и плачет при ее прекращении. Проявляет настойчивость в дотягивании до предмета. | Добивается внимания родителей ударами погремушкой или плачем. | Лепечет сам с собой или с окружающими. Начинает произносить согласные звуки. | Может реагировать на необычность окружения. Может ронять предмет для того, чтобы родители поднимали его. Различает, кто есть кто. |
6-9 месяцев | Сидит самостоятельно. Начинает ползать. Передвигается вдоль комнаты на ягодицах. | Сидя загребает к себе игрушки. Переплетает кисти рук. Захват предмета одной рукой. Бросает и поднимает предметы. | Боится и отворачивается от посторонних. Положительно реагирует на других детей. | Отказывается выполнять требования родителей. Тянется на руки. Обнимает и целует близких. Не любит оставаться один. Играет в прятки, ладушки. | Распознает различный тон речи. Слоги «ма ма», «ба-ба» не к месту. Имитация звуков. | Различает себя и свое изображение. Может раскладывать игрушки по размеру. Радуется и смеется шуткам и игре. |
9-12 месяцев | Ползает. Ходит с поддержкой. Самостоятельно стоит. Может самостоятельно ходить. | Интерес к мелким предметам. Захват двумя пальцами. Может держать мелок и рисовать. Переворачивает страницы. Любит открывать или закрывать что либо. | Становится ревнивым. Может использовать одеяло для ощущения комфорта в необычных ситуациях. | Понимает одобрение или неодобрение окружающих. Отстаивает себя среди близких детей. | Машет рукой в ответ на «до свидания». Качает головой, когда говорит «нет». Понимает значение слов, слыша их в разных ситуациях. | Имитирует звуки и жесты. |
12-18 месяцев | Самостоятельно ходит. Наклоняется, чтобы взять предмет. Ползет по ступенькам и спускается на четвереньках или соскальзыванием. | Тянет и толкает предметы, мячи, коляску. Показывает пальцем. Держит по 2 3 предмета одной рукой. Может строить и соединять предметы. Пользуется чашкой и ложкой. | Проявляет настойчивость и требует внимания. Может кидать предметы или ударить в гневе. Вместо слова «нет» использует одергивание рук. | Предпочитает играть в обществе кого то. Делится игрушками. Когда ругают плачет, хвалят улыбается. Может правильно отвечать на речь родителей. | Употребляет рифмы. Знает название частей тела. Произносит 6 7 слов. Играет в словесные игры, поет простые песенки. Понимает слов больше, чем говорит. Любит показывать картинки. | Понимает, что некоторые события являются следствием его действия |
18-24 месяца | Ходит увереннее. Поднимается по ступенькам, залезает на кресло и садится за стол. Хорошая координация движений. Видит препятствия. Двигается и подпрыгивает без отрыва от пола в темпе музыки. | Расстегивает молнию на одежде, снимает, надевает носки и туфли. Бросает, берет и кладет игрушки одновременно. В играх: конструктор, пластелин. Рисует круг, переворачивает страницы по одной. | Импульсивное поведение. Не понимает правил поведения и опасностей. Изображает, что происходит внутри. Занимается делом, командует. Приобретает навык путем удач и ошибок. Боится отказа. | Может играть один. Остается собственником игрушек. Играет со старшими детьми. Имитирует других. Доверяет взрослым. | Концентрация на словах и предметах, являющихся основными в его жизни. Говорит простые фразы. Любит слушать простые истории. Использует слова для выражения чувств. К 24 месяцам словар ный запас до 200 слов. Передразнивание взрослых. | Понимает, что означает «сейчас». Может понимать причину и следствие, но не воз можную опасность (открывает и закрывает дверь, но не понимает, что может при щемить руки). Может бояться грома, темноты, больших животных. Улучшается память. Может проводить правильные ассоциации. Выполняет простые просьбы, внимание разбросанное. |